Перечитываю "Око и дух" М. Мерло-Понти, он там пишет о нашем зрении, о глазах, которые связывают нас с миром, которые приближают к нам реальность, делают видимые объекты (будь то горы, деревья или звёзды) частью нашей собственной плоти. Объекты проваливаются в нас через наши глаза, а мы достигаем их. Про невидимые детали (отблески, освещение, тени и т.д.), создающие видимый мир, но остающиеся сокрытыми. ... Короче, много чё пишет, и респект ему за его необычное письмо, которое и вправду позволяет раскрыть в мире иную сторону. Кроме всего прочего есть там ещё и такая строка о ЗЕРКАЛАХ: "Призрак зеркала выволакивает наружу мою плоть, и тем самым то невидимое, что было и есть в моем теле, сразу же обретает возможность наделять собой другие видимые мной тела". Блин. Я как прочитал это в три ночи, так мурашки по коже пробежали от осознания того, что там в корридоре стоит огромное зеркало. Где отражаюсь я, и когда я буду проходить мимо него, то мою плоть выволочат наружу. ... Я никогда не боялся выступать перед публикой. Я школе играл в КВН в больших залах. Ну, смотрят люди, ну и что. Это даже забавно, это интересно. Они наблюдают за тобой, а ты наблюдаешь над ними, смотришь, как они реагируют на ту или иную твою мимику, жесты и т.д. Зрители сами как куклы. Они ими становятся, когда видят куклу твоего тела, которая разыгрывает перед ними спектакль. Короче, весьма комфортно на сцене под взглядом других _людей_. А тут, в зеркале ты видишь точную копию СЕБЯ, которая немигающим взглядом смотрит на тебя. При этом я прекрасно вижу природу этого страха, я могу объяснить его: в зеркале, ты понимаешь (ну, я понимаю, по крайней мере, у меня стойкое ощущение в моём воображении), что там находится ЦЕЛЫЙ мир — и этот мир далеко недружелюбен тебе. Это просто факт моего ощущения, факт работы моего воображения — я могу не обращать на это внимания, или найти для него теоретические опроврежения, но ощущение никуда не денется. Ощущение того, что твой двойник, если ты будешь на него смотреть долго, готов тебе прям улыбнуться. И вытянуть из зеркала свою ногу. При этом отражение в стекле или в воде лесного пруда или лужи такого ощущения не вызывают. А вот зеркала воображение разгырывают не на шутку, равно как и ночная темнота деревни, пустынный сад или лесной овраг, в котором ты знаешь, что НИЧЕГО нет. Но, я считаю, что эти мурашки, которые бегут по телу, когда ты думаешь об этом, а равно и страх, который ты испытываешь — это благословление, подобная работа ВООБРАЖЕНИЯ — это прикольно и забавно, как бы странно это ни звучало. А вот зеркалам я лучше лишний раз на глаза попадаться не буду.